|
Биография Дюма. Глава 2.
|
Искусство покорения судьбы
|
В июне 1819 Александр знакомится с молодым поэтом Адольфом де Левёном. Объединённые общими интересами, Адольф и Александр испытывают глубокую симпатию друг к другу, но вскоре Адольф уезжает в Париж. Далее события разворачиваются стремительно. Случай приводит Александра на спектакль учеников парижской консерватории драматического искусства. Играют «Гамлета» в адаптации некоего Дюси. Дюма очарован. Он достаёт копию пьесы и за три дня выучивает её наизусть. Театр навсегда покорил его.
В Вилле Коттре приезжает бродячая труппа актёров под названием «Робба». Александр не пропускает ни одного представления и постоянно околачивается возле актёров, помогая им ставить спектакли и играя в них.
Адольф де Лёвен возвращается в Вилле Коттре, и Дюма уговаривает его открыть вместе собственный театр. К делу приобщают всех друзей и знакомых, всё изготовляется из подручных средств. Жители городка вовсе не были разбалованы развлечениями, и зал никогда не бывает пуст. Дюма и Лёвен сами пишут пьесы и ставят их. Среди первых работ пьесы «Дружеский обед», «Майор из Страсбурга», «Абенсернаги».
Адольф де Лёвен снова уезжает в Париж, увозя с собой их шедевры, оставляя Александру обещание «пробить» их. Но Дюма, не имея денег на дилижанс и мечтая увидеть настоящую сцену, отправляется в столицу пешком через некоторое время. Он взял с собой ружье, чтобы по дороге охотиться и , продавая дичь, добыть денег. В Париж он пришел, имея четырех зайцев, двенадцать куропаток и двух перепелок.В обмен на эти охотничьи трофеи хозяин гостиницы «Великие августинцы» поселил его на целых два дня в комнатенке под крышей. Адольф де Левён знакомит его с великим актёром Франсуа-Жозефом Тальма. Когда Александр смущённо признаётся ему, что работает клерком, Тальма напоминает ему, что Корнель тоже был клерком, и торжественно объявляет: «Господа, представляю вам будущего Корнеля!» Затем по просьбе Александра он прикоснулся к его лбу и сказал: «Нарекаю тебя поэтом во имя Шекспира, Корнеля и Шиллера». Затем Дюма вернулся домой.
Чтобы вернуться в столицу, Александр продал своего любимого охотничьего пса по кличке Пирам. Билет на дилижанс выиграл в бильярд у кассира станции дилижансов. В апреле 1823 наш герой вступил в Париж с сорока франками в кармане, , оставив в Вилле-Коттре старенькую маму с обещанием, что заберёт её к себе, как только устроится. Он расчитывает на помощь влиятельных старых друзей отца, но маршал Журдан не поверил, или сделал вид, что не поверил, якобы Александр – сын генерала Дюма, генерал Себастьяни указал юноше на дверь, а военный министр герцог Беллюнский вообще отказал ему в аудиенции. Его последней надеждой был генерал Фуа, который очень радужно его принял и всеми силами пытался помочь, но в начале дело никак не клеилось: Александр не знал ни иностранных языков, ни математики, ни бухгалтерии... вконец отчаявшийся генерал просит Александра оставить свой адрес на случай, если вдруг у него найдётся работа для него. Александр берёт перо и герцог восхищённо смотрит, как он пишет. У него чудесный почерк, и генерал сегодня же порекомендует его в канцелярию герцога Орлеанского, он же будущий король Франции Луи-Филипп. На следующий день должность была его.
На работе он добивается успехов: его усердие, старание понравиться и естественно, потрясающий почерк не остаются незамеченными, и Дюма вводят в штат. Так как вместе с этим он получает прибавку в триста франков, он имеет возможность перевести к себе свою мать, которая продаёт свою лавчонку и перебирается в Париж, который снимает для них новую квартиру. Мари-Луиза даже не подозревает, что она уже бабушка, только через много лет ей станет известно о существовании Александра Дюма-сына.
Тем временем Александр почти каждый вечер ходит в театр, читает классиков и пишет пьесы вместе с Адольфом де Лёвеном. Как-то на пьесе «Вампир» он разговорился с неким молодым человеком, который посоветовал Дюма читать классиков, и только уже потом начинать писать самому. Он же даёт ему список литературы. Этот молодой человек – писатель Шарль Нодье, соавтор «Вампира». Впоследствии он станет другом и учителем Дюма.
В самом начале 1826-го года он за свой счёт издаёт сборник стихов «Элегия на смерть генерала Фуа», который получает очень хорошие отзывы. Воодушевлённый, Дюма принимается за писание новелл. Сборник «Современные рассказы» выходит в мае 1826-го года тиражом в тысячу экземпляров. Половину расходов взял на себя издатель. Несмотря на благожелательность критиков, было продано всего лишь четыре экземпляра. Тогда Дюма и Адольф де Лёвен основывают ежемесячный литературный журнал «Психея», в котором публикуют, среди прочих, и собственные творения. Немало поэтов публиковало свои стихи в этом журнале, в их числе Нодье, Шатобриан, Марселина Деборд-Вальмор, Виктор Гюго и другие. Благодаря «Психее», имя Дюма приобретает всё большую известность в литературных кругах.
Как-то, при посещении салона живописи, внимание Александра привлекла скульптура под названием «Кристина и Мональдески», на которой изображалось убийство бывшего любовника королевы Швеции Христины по её же приказу. Тем же вечером он отправляется к Фредерику Сулье, непрактикующему адвокату, занимающемуся литературой, и обладателю весьма солидной библиотеки, и во «Всемирной Биографии» находит сведения об этой паре. Прочитанного более чем достаточно, чтобы понять, какую прекрасную трагедию можно поставить на этом сюжете. Он делится своими соображениями с Сулье и предлагает ему сотрудничество, но тот отнюдь не разделяет оптимизм приятеля. Дюма не единственный, кто видел скульптуру, и без сомнения, подобная мысль придёт в голову не ему одному. Даже сам Сулье собирается писать свою «Христину», и он ручается, что через пол года театры будут завалены «Христинами». «Пол года?» раздумывает Александр, «Ну так что, я напишу её за два месяца!» Через два месяца «Христина» действительно была написана, но что же дальше? Тальма уже умер, и обратиться молодому автору было не к кому. Знакомый суфлёв говорит, что надо обязательно найти путь к барону Тейлору, у которого обычно дожидаются очереди на прочтение больше тысячи рукописей. И тут Дюма вспоминает о Шарле Нодье, который был так мил с ним на премьере «Вампира». Дюма пишет Нодье, напоминает ему о их встрече в театре, об их разговоре и умоляет порекомендовать его барону Тейлору. Отзывчивый Нодье помогает юноше. Барон принимал ванну. Он разрешил автору прочесть первый акт. Выслушав его, он крикнул: «Читайте дальше! Разве вы не видите - я мерзну!» - вода в ванне давно остыла, но барон не мог оторваться от пьесы. Когда Дюма закончил чтение, Тейлор выскочил из холодной ванны и потащил его в «Комеди Франсез».
Но «Христина» не была поставлена. Во-первых, Марс, ведущая актриса, этого не хотела: она привыкла играть в другой манере. Во-вторых, некто Броль, будучи смертельно больным, добился своей постановки «Христины», так как был в хороших отношениях с редактором одной из центральных газет.
Как-то раз, когда Александр уже почти отчаялся, ему на глаза попался том Анкетиля. Есть несколько версий по поводу того, как произошло это событие, но это неважно, главное – последствия. Так вот, книга эта была открыта на странице, которая мгновенно привлекла внимание Дюма. Там он прочитал рассказ о Екатерине Клевской, жене герцога де Гиза, у которой был любовник по имени Сен-Мегрен – фаворит короля Генриха III. Узнав об этом, Гиз предлагает жене самой выбрать способ умереть – от яда либо от кинжала. Женщина пьёт яд, и только через час муж сообщает ей, что она выпила всего-лишь суп.Заинтригованный, Дюма читает источники той эпохи, и натыкается на другой рассказ, историю вельможи Бюсси, который был убит синьором де Монсоро, мужем своей любовницы, которая и вызвала его на то роковое свидание. Александр обращает внимание на одно очень странное совпадение – род Валуа пришёл ко власти после того, как три сына Филиппа Красивого из династии Капетингов – ЛюдовикX, ФилиппV и КарлIV умерли,не оставив после себя мужского потомства. Род Валуа угас со смертью ГенрихаIII, который правил Францией после смерти своих братьев ФранцискаII и КарлаIX. На престоле его сменил Генрих Наваррский, первый из Бурбонов. Вот и теперешний король, унаследовавший трон после своих братьев ЛюдовикаXVI и ЛюдовикаXVIII является последним из Бурбонов. Не герцог ли Орлеанский, его кузен, сменит его? Вот где кроется настоящая драма, вот на чём можно построить интригу и на чём сыграть, чтобы привлечь к своей скромной драме и такой же скромной персоне общественный интерес! В этой пьесе наш герой впервые совместил события, произошедшие в разное время и с разными историческими лицами. Это вызвало гнев историков, но не рассердило публику. Её, как известно, во все времена, интересует не точность фактов, а их занимательность.
Чтобы добиться постановки «Генриха 3», Дюма пришлось покинуть канцелярию герцога Орлеанского и лишиться надежного жалованья - театр отнимал все время. Но премьера состоялась. Успех был полный. С герцогом Орлеанским Дюма теперь встречался на равных в светских салонах. И когда после нескольких постановок пьесу запретили, увидев в ней намек на события при королевском дворе, именно герцог Орлеанский добился от короля отмены запрета.
Одним из его способов привлечь публику на свои спектакли было публикация объявлений типа: «придёт ли сегодня в театр господин, который смотрел на меня так пристально, что заставил покраснеть как-то вечером на представлении «Нельской башни»? Для него будет оставлена записка. Влюблённая.». В результате сотни парижан и гостей столицы приобретали билеты на пьесы Дюма надеясь, что именно их имеют ввиду.
В феврале 1829 Александр информирует мать, что у неё есть пятилетний внук. Это известие привело несчастную Мари-Луизу к гипертоническому кризу, наступившего в результате слишком сильного волнения, к спазме сосудов головного мозга с нарушением деятельности правого полушария и к одностороннему параличу. Так что к моменту премьеры мать его тяжело больна, и во время каждого антракта он бежит домой справится об её самочувствии.
Дюма написал за свою жизнь множество пьес. Иногда они проваливались с треском, тогда он писал новые. Но большая их часть шла с успехом на сценах многих стран - от Мадрида до Санкт-Петербурга. Он создал «фабрику пьес». Из-за этого его часто обвиняли в плагиате. Но многих именно он ввел в литературу.
Приводим отрывок из интервью Жюля Верна: «Моим первым произведением была небольшая комедия в стихах «Разломанные соломинки». Я показал ее Александру Дюма, и он не только поставил ее на сцене своего «Исторического театра» - это было в 1850 году, - но даже посоветовал напечатать. «Не беспокойтесь, - ободрил меня Дюма, - даю вам полную гарантию, что найдется хотя бы один покупатель. Этим покупателем буду я!»
E-mail: www.Dgemma.ru@rambler.ru
|