Последняя глава об Александре Дюма. Пульсар славы.  

Когда французские газеты начали печатать романы, Дюма стал писателем. Он создал мушкетерскую серию, сюжет для которой ему подсказал преподаватель Огюст Маке. Многие считают, что первый роман Александра, навсегда остался лучшим его произведением. Так или иначе, но четверо друзей покорили весь мир. Для романов, печатавшихся в газетах, где платили за количество строк, наш герой придумал короткие диалоги. Эти диалоги лесенкой пересекали страницу, откликаясь полновесной суммой в франках.
Огромным успехом Дюма стал роман «Граф Монте –Кристо». Это была вершина короля приключений. В пригороде он построил замок Монте-Кристо, который обошелся в полмиллиона франков. Рядом с замком был разбит парк с диковинными растениями. Рядом с парком помещался зверинец. Один из придворных шутников даже советовал королю перенести дворец поближе к Монте-Кристо, чтобы не умереть со скуки в обезлюдевшей столице. В конце концов замок был продан.
В течении многих лет замок «Монте-Кристо» постоянно переходил из рук в руки, и заниматься им никто не хотел. Так продолжалось до 1969 года, когда было принято решение снести «Монте-Кристо» и на его месте построить современный жилой комплекс. Это было знаком для всех поклонников Александра Дюма объединиться и сохранить старинный замок.
В 1972 году местные советы городков Порт-Марли, Марли-ле-Руа и Ле-Пек-сюр-Сен совместными усилиями купили замок и с помощью общества любителей Александра Дюма сохранили его. Впрочем, к тому времени от замка сохранилось разве что название и необходимо было срочно производить реконструкцию. Работы проходили с 1977 до 1983 года, и тогда замок открылся для групповых посещений.
Два года спустя его величество король Марокко Хасан II, большой поклонник творчества Александра Дюма спонсировал приобретение интерьера, индентичного тому, который был в знаменитой восточной комнате, мебель для которой была вывезена из Туниса.

В 1990 году было принято решение временно закрыть «Монте-Кристо» для проведения дополнительных реставрационных работ, и с 1994 года посетители могут видеть абсолютно переображённый замок как изнутри, так и снаружи. Были реставрированы не только замок, но знаменитый английский парк и расположенная рядом с замком миниатюрная копия замка Иф, где Дюма проводил большинство времени, работая над своими шедеврами.
Жизнь иной раз преподносила ситуации похуже самых черных романных кошмаров. И новым предметом самой беспредельной зависти становилась опять-таки та легкость, с которой Дюма иной раз выпутывался из самых затруднительных положений. Рассказывают, что однажды какой-то литератор-неудачник, вдобавок лишенный чувства юмора, в социально
опасной форме вызвал Дюма на дуэль. Условия были жесткие, если не жестокие: вытянувший из шляпы жребий должен был выйти в соседнюю комнату и там выстрелить в себя. Жребий, понятно, выпал Дюма. Тот с похоронным выражением лица закрыл за собою дверь. Через секунду раздался выстрел. Побледневшие друзья ворвались в помещение и… увидели
сияющего и абсолютно невредимого Дюма, восседавшего на диване. «Я промахнулся», – скромно пояснил он.
Какой-то расист позволил себе как-то отпускать антинегритянские шуточки в присуствии Дюма. Видя, что писатель никак на них не реагирует, он обратился прямо к нему:
- По-моему, вы являетесь большим знатоком негров, не так ли, господин Дюма?
- Естественно, - невозмутимо ответил тот – отец мой был мулат, дед-негр, а прадед-обезьяна. Как видите, моя семья начинается с того, чем кончается ваша.
Известно, что Оноре де Бальзак, один из наиболее знаменитых французских писателей, чёрной завистью завидовал популярности Дюма, считая его и его творчество настолько ниже себя, что считал ниже своего достоинства даже разговаривать с "этим негром Дюма". Как-то он сквозь зубы процедил Дюма:
- Когда я испишусь, начну писать драмы.
- Можете начинать - последовал ответ.
Революция 1848 года по-разному вовлекла в круговорот политических событий многих известных писателей Франции. Дюма выставляет свою кандидатуру в депутаты Национального собрания, но проигрывает выборы.
Во время предвыборной кампании была произнесена знаменитая фраза: «Руки, написавшие четыреста романов и тридцать пьес - это руки рабочего!»
Для поездки в Алжир Дюма выпросил у военного министра корабль, обещая описанием путешествия поднять в Париже интерес к новой французской колонии. Несколько месяцев Александр с друзьями и дамами полусвета проплавал вдоль африканского побережья, поражая банкетами, маскарадами и фейерверками жителей и администрацию портовых городов. После его возвращения в парламенте разразился страшный скандал. Депутаты требовали отставки министра, предоставившего военный корабль в распоряжение «увеселителя публики». Дюма послал секундантов к каждому из недовольных депутатов. Парламент дрогнул. Депутаты один за другим отказались от дуэли, и вопрос об отставке министра больше не поднимался.
Значительным событием в жизни Дюма стало его знакомство с Гарибальди - героем национально-освободительного движения в Италии, боровшимся против австрийского господства. Дюма сопровождал Гарибальди в его героическом походе в Сицилию (1860) и после свержения неаполитанского короля был некоторое время директором национальных музеев в Неаполе.

В 1866 году, во время войны между Пруссией и Австрией, Дюма становится корреспондентом и шлет с фронта в парижские газеты обзоры военных действий.
За полное собрание сочинений наш герой получил 120 000 франков, но растратил эти деньги за несколько лет . Он не умел отказывать, и давал деньги на самые фантастические проекты, вроде «девятого крестового похода». Последней его книгой стала «Кулинарная энциклопедия», которой до сих пор пользуются шеф-повары французских ресторанов. Растратив полученный за нее гонорар на роман с цирковой наездницей, наш герой поселился в доме сына.
Дюма-сыну приходит в голову мысль соединить своих престарелых родителей. Его отец как раз не был против, но Катрин Лабе только усмехнулась: «он опоздал на сорок лет». 22-го октября 1868-го года она уходит из жизни. На два года переживёт её Александр Дюма.
Когда он умирал, у него оставалось всего лишь сорок франков – ровно столько, сколько у него было, когда он впервые приехал в Париж. «Как же тогда меня можно обвинять в транжирстве?» восклицал он.
Дюма был при смерти, и один из его старых слуг очень переживал и плакал у его постели. Увидев его Дюма сказал ему: «дорогой друг, не надо так сильно расстраиваться – если ты мне понадобишься там, я тебя позову».
Его сын стал знаменитым писателем и был принят во Французскую Академию, куда так и не допустили Дюма – отца. И тем не менее, когда его спросили , кому он наследует в академии, он ответил : «Отцу».
Когда в Париже была объявлена подписка на памятник Дюма, она провалилась. Публика и читатели пожалели денег на памятник тому, кто не жале для них ни своей неисчерпаемой фантазии, ни своего неисчерпаемого жизнелюбия. Один из журналистов по этому поводу заметил, что если бы каждый из тех, кто когда-либо восхищался произведениями Дюма, пожертвовал на этот памятник хотя бы копейку, монумент можно было бы отлить из чистого золота. Памятник все-таки поставили. Художник Гюстав Доре бесплатно создал его проект.
…На северо-западе Парижа есть площадь, почти совсем не посещаемая приезжим многоязычным людом. Точно весь пыл его любви расточился на Тур-Эйфель, Лувр, Гранд-опера, Галери-Лафайет и прочее. С запада площадь замыкает памятник Дюма-отцу – по проекту Гюстава Доре. И бронзовый печальный д''Артаньян сторожит его пьедестал.С востока – памятник Дюма-сыну, тяжеловатый, но внушительный. А в середине, там, где сейчас маленький монумент великой актрисе Саре Бернар, еще полвека назад был памятник первому Александру Дюма – генералу времен революции и наполеоновских войн, отцу автора «Трех мушкетеров». Но однажды памятник исчез. И в Париже больше нет площади ТРЕХ ДЮМА.


Познакомься с народом
Напишите мне

Сайт создан в системе uCoz